Воскресенье, 05.05.2024, 21:14
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "СОШ№1 В-Нойберского с.п"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Анализ уроков


АНАЛИЗ УРОКОВ

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКОВ

Существует множество подходов к анализу уроков независимо от их формы. В общем плане проведения анализа урока выделяют шесть опорных пунктов:

1. Психологическая цель.

2. Стиль деятельности педагога.

3. Организация познавательной деятельности учащихся.

4. Организованность учащихся.

5. Учет возрастных особенностей учащихся.

6. Выполнение ТЦУ и конечный результат урока.

По этим позициям проводится полный или частичный анализ урока, т.е. наиболее значимых для конкретной ситуации его разделов

 Первый вопрос - в какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения, а именно:

- соотношение нагрузки на память детей и их мышления;

- соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника) и в процессе самостоятельного поиска;

- соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем.

      Второй вопрос- подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока)

- рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его проведения (собранность,  энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели);

- педагогический такт учителя;

- психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения школьников с ним и друг с другом, деловой контакт).

Достаточно большой интерес представляет схема-анализ организации познавательной деятельности учащихся, в процессе которой учителю предлагается ответить, в какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы :

- как он добивался  осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых вопросов.

- какие установки использовал и в какой форме (убеждение, внушение);

- как добивался устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся;

- какие формы работы использовал для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных занятий, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос,  упражнения по повторению).

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений предполагает ответы на вопросы:

- на каком уровне формирования знания учащихся.;

- на какие психологические закономерности формирования представлений,  создания новых образов опирался учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников;

- с помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций,  использование задач с недостающими или «лишними» данными.);

- какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов;

- какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы).

Существует множество подходов к анализу уроков и их видов. 

Основные виды анализа современного урока:

• Краткий

• Структурный

• Аспектный

• Полный

• Комплексный

• Системный.

Краткий анализ — проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задачи и полученный результат с прогнозируемым.

Структурный анализ - является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

- цель урока;

- структура и организация урока;

- содержания урока;

- деятельность учителя на уроке;

- деятельности учащихся на уроке;

- домашнее задания;

- санитарно-гигиенические условия урока;

- психологического аспекта урока.

Полный анализ - это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.

 

 Примерная схема полного анализа урока.

1. Анализ цели урока. Вопросы для анализа:

а) Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

- программных требований;

- содержания материала;

- необходимого уровня знаний и умений учащихся;

- места урока в системе уроков по данной теме;

- подготовленности класса;

- возможностей самого учителя;

б) Формы и методы доведения цели до учащихся.

Целесообразность этих форм и методов.

в) Степень достижения поставленной цели.

 

2. Анализ структуры и организации урока. Вопросы для анализа:

а) Соответствие структуры урока его цели и типу.

б) Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

в) Целесообразность распределения времени по этапам урока.

г) Рациональность использования оборудования кабинета.

д) Научная организация груда учителя и учащихся.

е) Организация начала и конца урока.

ж) Оптимальный темп ведения урока.

з) Наличие плана и степень, его выполнения.

 

3. Анализ содержания урока. Вопросы для анализа:

а) Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

б) Логичность изложения.

в) Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материла учителем уровню понимания содержания учениками).

г)Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).

д) Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

ж) Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

 

4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя). Вопросы для анализа:

а) Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

-темы урока;

- цели урока;

- возможностей класса;

- возможностей самого учителя;

- учебно-материальной базы.

б) Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

в) Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил.

д) Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

е) Использование средств обучения (наглядных пособий).

ж) Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, индивидуальный подход .

з) Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии.

 

5.Анализ работы учащихся на уроке. Вопросы для анализа:

а) Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

б) Интерес к теме или к уроку.

 

Культура труда на уроке.

г) Выполнение учащимися единых требований.

е) Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний).

ж) Умения самостоятельно приобретать .знания; самостоятельность суждений.

з) Культура межличностных отношений.

 

6. Анализ домашнего задания. Вопросы для анализа:

а) Методы и приемы проверки домашнего задания.

в) Объем домашнего задания .

г) Характер домашнего задания ( закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

д) Посильность домашнего задания для всех учащихся.

е) Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

ж) Методика задания на дом, инструктаж.

 

7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока. Вопросы для анализа:

а) Классная доска ( чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

в) Уровень освещенности, чистота помещения.

г) Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом особенностей их здоровья.

д) Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

е) Режим проветривания, проведения физкультминуток.

ж) Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

з) Наличие отвлекающих от темы урока моментов, а при неизбежности — их использование учителем в ходе учебного занятия.

и) Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

 

8. Психологический анализ урока. Вопросы для анализа:

а) Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины).

б) Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины.

в) Развитие и тренировка памяти учащихся; как организации урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко- зрительной)..

г) Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение, конкретизация, систематизация,  создание условий для развития творческого мышления.

з) Способствовал ли урок общему развитию личности школьника.

Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мыслей и чувств каждого ученика, педагогический такт учителя.

 

Общие выводы по уроку:

1. Оценка самоанализа урока учителем.

2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

3. Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.

4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.

5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.

 

Схема анализа урока № 2:

1. Правильность определения и реализации учителем целей урока.

2. Научная содержательность урока.

3. Связь обучения с жизнью.

4. Оптимизация методов и средств обучения.

5.Активизация мыслительной деятельности учащихся и организация их самостоятельной работы.

6. Дифференцированный подход к обучаемым, индивидуализация обучения.

7. Формирование общенаучных умений и навыков.

8. Применение  вычислительной техники и наглядного материала.

9. Развитие познавательных интересов и способностей учащихся.

10. Выполнение требований практической части учебных программ.

11. Соблюдение требований возрастной и педагогической психологии.

 

Методика анализа урока .

1. Подготовка учителя к уроку

- Задачи урока, их связь с задачами образовательной области предмета и темы.

- Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на уроке.

- Как учитель оценивает результаты работы отдельных учащихся на уроке (в чем продвинулись на уроке сильные, средние, слабые ученики).

 

2. Организация урока

- Какие задачи были поставлены на уроке учителем перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу урока, как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы.

- Была ли создана мотивация деятельности учащихся.

- Как учащиеся участвовали в организации урока, имело ли место взаимное обучение, коллективный или взаимный контроль или оценка. Какие роли выполняются учащимися на уроке. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину.

- Какова организационная структура урока, можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали.

3. Содержание

- Какие ценности были положены в основу содержания обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися.

- Какие глобальные  и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание урока.

- Содержание теоретических знаний на уроке.  Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению явлений и процессов. Была ли создана ситуация выбора для учащихся и как они проявились в этом выборе.

- Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке. Какими способами этих видов деятельности овладели ученики, участвовали ли они в творческом поиске. Результаты творческой деятельности.

- Какими способами личностного развития овладели учащиеся:

- умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации; коммуникативными умениями;

- умением сотрудничества и взаимопомощи;

- В чем состоял развивающий характер содержания обучения на уроке.

 

4. Технологии обучения

- Как была организована самостоятельная, творческая работа учащихся.

- Какими методиками учитель приводил учащихся в состояние активности.

-. Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг к другу, к учебнику.

- Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке. Была ли индивидуальная поддержка.

- Как предупреждались затруднения учеников и устанавливалась обратная связь.

- Какие из современных технологий обучения использовал учитель.

- Каков эффект технологий, использованных учителем.

 

5. Экология урока

-Состояние здоровья учащихся класса, его учет на уроке.

- Какое настроение было у детей. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительности, пассивности. Что было причиной, и не переутомились ли дети.

- Достаточно ли были загружены ученики и пережили ли они радостное чувство успеха.

- Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота учителя и учеников - с каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся.

 

6. Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке

- Проявлялись ли в поведении и общении учителя с детьми любовь, доброта, уважение независимо от их успехов в обучении.

- Понимает ли педагог юношескую, детскую психологию, понимает ли поведение учащихся и все ли поступки учителя были педагогически целесообразны и справедливы.

- Хорошими ли профессиональными знаниями владеет учитель, может ли выстроить спою систему доказательств и умеет ли увлечь своим предметом учащихся.

- Были ли на уроке педагогические находки, вдохновение учителя,  артистизм, индивидуальный педагогический почерк.

- Умеет ли учитель гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы.

- Не проявляет ли учитель раздражительности и недовольства детьми, не повышал ли на них голос, не нарушал ли норм общей и педагогической этики.

- Как учитель относится к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других учеников. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам учащихся.

 

7. Общая оценка урока как элемента системы личиостно-орнентированного образования

-Урок был хорошо подготовлен (или нехорошо подготовлен) для решения задач развития учащихся. Обеспечил (не обеспечил) детей в продвижении и усвоении знаний.

-Урок полностью отвечал (не отвечал) принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуальному подходу к ученику. Ученики чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами урока, его соавторами и проявили ли своп субъектные свойства: активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию.

-Учитель использовал (не использовал) гуманистическую педагогическую технологию, реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества. Сочетал ли фронтальную работу с

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz