Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Форма входа
|
Как удержать внимание первоклашек1. ОбоснованиеНачиная обучение первоклассников, учитель часто сталкивается с проблемой недостаточного уровня развития произвольности внимания как психического процесса, по сути обеспечивающего успешность функционирования памяти и мышления. На начальном этапе обучения именно неспособность первоклассника быстро сосредоточиться, длительно удерживать внимание на учебной задаче являются причиной его неуспешности и раздражения учителя. На мой взгляд, наряду с общеизвестными возрастными и индивидуальными, частными причинами неразвитости внимания у детей, можно выделить еще три группы общих факторов, влияющих на этот процесс:
Все три группы проблем хорошо решаются с помощью методического приема, разработанного доктором психологических наук И.Л.Баскаковой. Методика, которую наши дети назвали "Колечки”, позволяет довольно успешно помочь первоклассникам преодолеть вышеперечисленные трудности и научиться произвольно сосредотачивать и поддерживать внимание, работать в едином темпе с классом. Методика также способствует развитию у детей способности к перекодированию информации и зрительно-моторной координации. Наличие "пустого колечка” (см. далее в тексте) ставит ребенка перед необходимостью оттормаживать предшествующие действия. Этот прием положительно влияет на баланс процессов возбуждения – торможения как основу способности первоклассника управлять собственными действиями. 2. Процедура проведения.Для работы необходимы бланки с пронумерованными рядами колечек <Приложение 1> и карточки с рядами цифр для психолога <Приложение 2>. Время однократной работы детей с методикой занимает 5-7 минут. Целесообразно проводить ее в начале 3-го или 4-го урока. Для достижения ощутимого эффекта желательно провести такие упражнения 3-4 раза в неделю в течение месяца. При первом предъявлении методики необходимо создать у детей мотивацию. Это легко сделать, напомнив детям о важности внимания для успешной учебы, о том, как трудно постоянно быть внимательным, как неприятно получать замечания от учителя и т.д. На последующих занятиях целесообразно поддерживать у первоклассников мотивацию успеха, объявляя каждый раз фамилии только тех, кто показал высокие результаты, и награждая их аплодисментами всего класса. Инструкция. Сегодня мы будем учиться быть внимательными. Посмотрите на свои листочки – вы видите ряды колечек (убедитесь, что дети понимают, что такое ряд). Я буду называть цифры, а вы должны поставить соответствующий знак в колечке. Цифре 1 соответствует вертикальная черточка, цифре 2 – крестик, цифре 3 – пустое колечко. Я буду называть цифры только один раз, поэтому надо сосредоточиться и ставить знаки сразу. Продемонстрируйте все эти действия на доске. Далее психолог зачитывает ряды цифр в произвольном порядке, например: 1,2,2,3,1,1,2,3, и т.д. Делать это надо в определенном постоянном темпе, можно использовать метроном. На первых занятиях необходимо обязательно называть ряд, чтобы дети, которые ошиблись, сбились с темпа общей работы, могли продолжить со следующего ряда. По мере того, как дети приучаются управлять своим вниманием и темпом работы, задание можно видоизменять и усложнять:
3. Дополнительные возможности.Работу с методикой хорошо использовать для осознания первоклассниками своих возможностей и формирования адекватного уровня притязаний. Можно предложить детям написать на обороте бланка количество рядов, которые они заполнили совершенно правильно. Это можно сделать до работы или после, а на следующем занятии сравнить, насколько сбылись ожидания и т.д. На первом занятии по данной методике желательно присутствие учителя и выполнение им задания. Во-первых, учитель реально, на собственном примере, оценит трудность задания, во-вторых, поймет, как трудно быть внимательными его ученикам, в-третьих, оценит вашу помощь. Опыт работы по данной методике показывает, что учитель начинает в большей степени отмечать проявления сосредоточения внимания у детей, чаще положительно их подкрепляет. Называя в начале каждого занятия фамилии учеников, которые очень успешно справились с заданием, организуя им признание класса в виде аплодисментов, вы не только способствуете развитию мотивации к выполнению задания, но и можете повлиять на веру первоклассников в свои силы, а умело используя периодическое присутствие учителя, способствовать формированию нового, более высокого статуса в классе некоторых, не очень успешных детей. 4. Процедура проверки.Проверка данных работ первоклассников является достаточно утомительной. Для взаимной проверки учащиеся 1-го класса еще не готовы: по сути дела, это такая же работа по сосредоточению – а дети уже устали, выполнив само задание; кроме того, для первоклассников право проверки и оценивания однозначно является прерогативой учителя, а никак не соседа по парте. Мы привлекаем к проверке пятиклассников. Процедура проверки под диктовку занимает у класса 4-5 минут. Конечно, называть надо сразу знаки – черта, крестик и т.п. Одновременная, дружная работа, возможность исправить красной ручкой ошибки очень нравится учащимся. Помимо того, такая деятельность помогает весьма возбудимым и эмоциональным пятиклассникам собраться и настроиться на рабочий лад в начале урока. При проверке целесообразно подсчитывать не количество ошибочно поставленных знаков, а количество рядов, в которых допущены ошибки. Во-первых, если ребенок допустил ошибку в одном знаке, значит, ошибочными будут все последующие колечки в строке, во-вторых, детям легче воспринять информацию об ошибке в 2-х строках, чем о 18 ошибках! 5. Оценка эффективности.Для оценки эффективности методики "Колечки” можно использовать стандартные тесты внимания Пьерон-Рузера или корректурные пробы. Имеет смысл оценить и развитие темпа моторной деятельности первоклассников. Это можно сделать с помощью следующей работы: предложите детям на заранее подготовленных бланках проставлять палочки по образцу. В течение первой минуты – в обычном темпе, второй минуты – как можно быстрее, и третьей – в том темпе, в каком им удобно. Проведя это исследование до занятий и после, вы сможете оценить эффективность представленной методики. |
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|